Взыскание задолженности по договору оказания услуг

Договор оказания услуг является одним из самых часто используемым договором в процессе хозяйственной деятельности юридических лиц и в повседневной жизни граждан. По этому виду договора мы получаем образование, связь, медицинские, туристические, юридические, аудиторские, сервисные и иные услуги. Соответственно, вопрос взыскания задолженности по договору оказания услуг возникает в случаях, если услуги не оказаны, оказаны не в полном объеме или не надлежащего качества, а также, если оплата за полученные услуги не произведена. С иском о взыскании задолженности по договору оказания услуг может обращаться как заказчик так и исполнитель услуги.

Исполнитель услуги обращается за взысканием задолженности в случае, если оказанные им услуги не оплачены заказчиком или оплачены не в полном объеме. Такая ситуация возникает, когда договором предусмотрена оплата по завершении оказания услуг или этапа оказания услуг.

Что делать при взыскании задолженности по договору оказания услуг?

Для успешного взыскания задолженности необходимо будет доказывать факт оказания услуги, и на первое место в ряду доказательств выйдет акт оказания услуг подписанный обеими сторонами.

Что бы не попасть в неприятную ситуацию, когда заказчик уклоняется от подписания акта, в договоре необходимо предусмотреть условие, что акт считается подписанным заказчиком, если в течение определенного времени от заказчика не последовало письменного обоснованного отказа от подписания акта. Факт направления (передачи) акта заказчику обязательно должен быть зафиксирован.

Есть правоотношения по которым акт, как правило, не составляется, например услуги связи, туристические, юридические, бухгалтерские и другие услуги. В этих случаях необходимо будет доказывать факт оказания услуги путем передачи заказчику результата такой услуги.

Например, по договору оказания юридических услуг исполнитель обязан был передать заказчику письменную консультацию по заданному вопросу. В таких случаях необходимо определить в договоре как именно заказчику передается результат. Если стороны договора преимущественно общаются по электронной почте, то лучше всего указывать этот способ передачи результата в договоре. Таким же образом может передаваться аудиторское заключение, билеты и путевки в тур поездку, проектная документация и многое другое.

Определенные затруднения при взыскании задолженности по договору оказания услуг могут возникнуть при частично оказанных услугах или некачественно оказанных.

Рассмотрим вариант из судебной практики при взыскании денежных средств за частично оказанные услуги. По договору архитектор должен был разработать дизайн-проект отделки помещений, составить ведомость отделочных материалов и разработать рабочие чертежи. Дизайн-проект с заказчиком был согласован, а в процессе согласования с заказчиком отделочных материалов заказчик отказался от договора, поэтому рабочие чертежи выполнены архитектором не в полном объеме и ведомость отделочных материалов не составлена.

Оплачен заказчиком был только этап разработки дизайн-проекта, поэтому у архитектора возникло право требовать оплаты своих услуг за частично выполненные рабочие чертежи. В этой ситуации самую большую сложность представляет оценка частично выполненной работы архитектора. Из опыта могу посоветовать, при заключении договора составлять как можно более детальную смету, только в этом случае можно будет рассчитать стоимость части (частей) услуги.
Что касается качества оказанных услуг, то здесь также могут возникнуть затруднения.

Во-первых, далеко не на все услуги разработаны стандарты качества.

Во-вторых, отклонения от стандартов качества необходимо фиксировать для дальнейшей возможности доказать этот факт.

С учетом того, что услуга зачастую имеет нематериальный характер (например, устная консультация), то зафиксировать факт получения услуги, а тем более определить ее качество бывает крайне сложно. Для взыскания задолженности в суде, необходимо учитывать процедурные особенности установленные процессуальным законодательством.

Так перед обращением в суд взыскатель обязан направить должнику претензию. В случае подсудности спора арбитражному суду необходимо выждать 30 дней с момента направления претензии, если иной срок ответа на претензию не установлен договором, и только потом подавать иск в суд.
Из всего перечисленного выше можно сделать вывод, что доказывание чего-либо по договору оказания услуг, не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд.

Сбору доказательств необходимо уделять особое внимание, так как доказательства предъявляются лишь в суд первой инстанции. Если доказательства будут собраны не в полном объеме и суд первой инстанции откажет в удовлетворении иска, предъявить дополнительные документы в апелляцию будет практически невозможно. Не рискуйте своими деньгами, никто кроме опытного адвоката лучше не справится с решением этой задачи.