Настоящую статью хочу посвятить вопросам энергоснабжения, а точнее вопросу замены электросчетчика и некоторым неприятным ситуациям, с которыми могут столкнуться абоненты – юридические лица.
Необходимость замены счетчика может возникнуть по разным причинам, например, он сломался, или у счетчика прошел срок межповерочного интервала, или абонент хочет установить многотарифный прибор. Последовательность действий при замене счетчика, которым должны следовать как абонент так и поставщик электроэнергии, подробна описана в Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее — ОПФРР).
Сначала рассмотрим ситуацию, когда собственник счетчика (абонент) понимает, что заканчивается межпроверочный интервал или хочет поменять прибор не по причине его поломки, утраты, аварии и др. В этом случае абонент обязан направить в сбытовую компанию письменную заявку о необходимости снятия показаний с демонтируемого прибора и его осмотра. В заявке обязательно должны быть указаны: место нахождения демонтируемого счетчика, номер договора электроснабжения, контактные данные, включая телефон абонента, а также предлагаемые дату и время осуществления осмотра. При этом дата и время не должны составлять менее 7 рабочих дней с даты направления заявки. Хочу сразу обратить внимание, что заявка должна содержать все перечисленные данные, в противном случае энергосбыт может сказать, что заявка оформлена в ненадлежащем виде и заявкой не является, в этом случае могут возникнуть неприятные последствия описанные ниже.
В назначенную дату собственник счетчика и сбытовая компания составляют акт, в котором фиксируют показания электроэнергии. Если в указанное или согласованное время к вам никто не явился для снятия показаний и осмотра счетчика перед его демонтажем, то собственник счетчика сам снимает показания и направляет их поставщику электроэнергии.
Снятые и переданные собственником энергопринимающих устройств показания прибора учета используются при определении объема потребления электрической энергии по состоянию на дату, когда такие показания были сняты. При нарушении правила об уведомлении поставщика энергии о предстоящем демонтаже счетчика, энергосбыт может квалифицировать эти действия как вмешательство в работу прибора и использованием абоненотом неучтеной электроэнергии. Самостоятельно заменив счетчик и заявив поставщику о необходимости ввести его в эксплуатацию и опломбировать, энергосбыт , как было указано выше, вправе составить акт о неучтенном потреблении электроэнергии за годовой период (8760 часов — 365 дней по 24 часа в сутки), предшествующий замене счетчика, причем исходя из мощности, указанной в договоре на поставку электроэнергии.
Дело в том, что электросбытовые компании зачастую злоупотребляют своим монопольным положением и при малейшем нарушении абонентом какого-либо правила, содержащегося в ОПФРР, пытаются возложить на плечи абонента макимальную финансовую нагрузку.
От куда же берется этот годовой период? В соответствии с пунктом 195 ОПФРР объем безучетного потребления электрической энергии определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена) до даты выявления факта безучетного потребления энергии и составления акта о ее неучтенном потреблении.
Так как проверки проводятся не реже чем раз в год, и график проверок составляется на год, то пользуясь этим правом сбытовые компании период безучетного потребления энергии считают равным году. Эта позиция абсолютно не верная, хотя и поддерживается некоторыми судьями. Дело в том, что график должен составляться и проверки проводится не реже чем раз в год, но поставщики энергии ни того ни другого зачастую не делают.
Безучетное потребление: судебная практика
Допустим факт безучетного потребления установлен 25.12.17. Придя в суд поставщики энергии говорят, что последняя проверка была, предположим, за три года до выявления нарушения (например 30.12.14), следовательно в 2016 проверка должна была проводиться 30.12.16, поэтому период безучетного потребления, по мнению поставщиков, должен быть с 30.12.16 по 25.12.17. И получается, что в результате бездействия поставщиков энергии, которые не проводят проверки, страдает абонент.
Если вы столкнулись с такой проблемой, запомните, что положения ОПФРР об определении периода безучетного потребления энергии не должны применяться формально. При определении периода должны учитываться все данные в совокупности, позволяющие более точно определить это период, в том числе, доказательства наличия и исправной работы счетчика до его демонтажа.
Доказательства могут быть разными, например счетчик могли проверять во внеплановом режиме, то есть не в соответствии с графиком или энергосбыт снимал контрольные показания (п. 169 ОПФРР), о чем также составляется акт. Проверять счетчик может как сетевая организация так и гарантирующий поставщик, что должно быть отражено в соглашении между ними, поэтому графики проверок необходимо запрашивать и у сетевой организации.
Подтверждением даты демонтажа счетчика может являться договор на производство соответствующих работ. Демонтированный счетчик ни в коем случае нельзя утилизировать до предъявления его сотруднику энергосбыта и списания с него показаний, а лучше сохранить его до рассмотрения дела в суде (если такое имеется или велика вероятность его инициирования).
Счетчик может быть заменен в результате аварии (пожара, замыкания и др.), причем такой, которая требует незамедлительного его отключения. В этом случае у вас скорее всего не будет времени на 7-дневное ожидание явки представителя энергоснабжающей организации для снятия показаний со счетчика и его осмотра.
Энергоснабжающая организация в этом случае уведомляется незамедлительно, причем сделать это надо не только по телефону, но и письменно. Если представитель энергосбыта сразу не явился, то самым лучшем способом фиксации аварии и необходимости отключения счетчика будет видеофиксация демонтажа, в присутствии нескольких свидетелей, кроме того необходимо еще составить подробный акт с указанием времени причин демонтажа, даты уведомления энергосбыта об аварии и всех присутствующих при составлении акта.
Именно этот акт и видео будут являться доказательством в суде о правомерности ваших действий. Демонтированный счетчик утилизировать до предъявления энергосбыту (или суду) нельзя.
После установки счетчика он должен быть допущен в эксплуатацию. Здесь важно отметить, что ввод в эксплуатацию производится в течение одного месяца после даты его установки и оформляется соответствующим актом.
Для допуска в эксплуатацию направляется письменная заявка в сбытовую компанию в которой указывается:
- реквизиты заявителя;
- место нахождения счетчика;
- номер договора энергоснабжения;
- предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня направления заявки;
- контактные данные, включая номер телефона абонента; метрологические характеристики счетчика и измерительных трансформаторов (при их наличии), в том числе класс точности, тип прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии).
Здесь опять-таки надо обратить внимание на перечисление всех данных в заявке, дабы не давать повод сбытовой компании уклонится от ввода в эксплуатацию прибора.
Оплата энергии до ввода счетчика в эксплуатацию будет производиться расчетным способом по усредненным тарифам с применением коэффициента. Поэтому в интересах абонента чтобы установленный счетчик был введен в эксплуатацию как можно быстрее.
Надеюсь, что настоящая статья поможет вам не допустить ошибок, которые приведут к существенным материальным потерям и долгим разборкам с энергосбытовыми компаниями.