Мошенники на рынке продажи растений

Ландшафтный дизайн и садоводство становятся все более и более популярными в наши дни. Покупатели стремятся приобрести самые интересные, красивые, а иногда и редкие растения в свой сад, для чего им приходится через интернет заказывать их в других городах. При получении посадочного материала, купленного через интернет, не всегда можно сразу понять надлежащий ли сорт растения прислан продавцом. Надо подождать пока растение вырастет, зацветет и только после этого выясняется, что вам прислали не то, что вы покупали, иными словами «пересорт». Конечно, всегда есть человеческий фактор, а человеку свойственно ошибаться. Но в этой статье речь пойдет не об этом, а о продавцах, у которых пересорт 100%.
В прошлом году я приобрела на сайте (https://rostok-pitomnik.ru/info/about/) у «Питомника Росток» 15 саженцев роз и 3 саженца бесшипной ежевики. Питомник Росток в качестве продавца был выбран, так как он гарантировал, что все саженцы будут соответствовать купленному сорту, потому что перед оправкой все саженцы дважды перепроверяются агрономом. Еще один саженец розы был куплен у того же питомника Росток на маркет плейсе Вайлбериз. Абсолютно все розы оказались не того сорта, а ежевика оказалась малиной. Кроме того, питомник не смог по фото назвать сорта роз, которые у меня выросли, то есть это не выращенные питомником розы, а чужие, перепроданные.
В качестве компенсации за продажу других растений, питомник предложил мне 30% скидку на следующий заказ. Меня такое предложение не устроило, я попросила вернуть деньги. Ответ питомника был фантастическим по наглости. Питомник пожелал, чтобы я отправила саженцы в питомник на экспертизу (при том, что питомник по фото определить сорт не смог). Если они придут живыми, питомник бы вернул мне денежные средства. Я должна была выслать посадочный материал, упаковав его так, чтоб доехал в жизнеспособном состоянии без повреждения корневой системы. При доставке нежизнеспособных саженцев, в том числе неправильной упаковки, денежные средства за саженцы не возвращаются. Оплачивать упаковку и пересылку саженцев питомник не собирался.
После такого ответа мне стало понятно, что я имею дело с мошенниками. Экспертизу (при необходимости) можно провести на участке, где растут саженцы, питомник же просил вернуть ему скоропортящийся товар летом, чтоб экспертиза стала невозможной. К тому же доставка товара весом более 5 кг производится продавцом и за его счет.
В Определении Судебной коллегии Верховного Суда от 23 марта 2021 N57-КГ20-16-К1 указано, что в силу п. 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца. Продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом товаров. Обязанность покупателя по доставке крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов к месту проведения проверки его качества законом не установлена. Напротив, данная обязанность возложена и осуществляется за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).
Почему же продавцы растений так себя ведут? Да, потому что уверены, что никто не будет связываться, себе дороже. А безнаказанность рождает вседозволенность. Одним словом, мне пришлось обратиться в суд. Теперь процитирую нормы права, на которые я ссылалась.
В силу ст. 468 ГК РФ при передаче продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы (пункт 1).
При отказе от товаров, ассортимент которых не соответствует условию договора купли-продажи, или предъявлении требования о замене товаров, не соответствующих условию об ассортименте, покупатель вправе также отказаться от оплаты этих товаров, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы (пункт 3 ст. 468 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителя, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, а также компенсации морального вреда. Дополнительно нерадивый продавец уплачивает штраф в размере 50% от взысканной суммы.
Данные иски предъявляются по месту жительства истца (покупателя), что очень удобно. В судебном процессе питомник вообще «переобулся» и стал отрицать, что это его саженцы, а фото я сделала не понятно где и не понятно когда.
В итоге, заплатив за саженцы около 10000 рублей, я взыскала с нерадивого питомника-продавца около 40000 рублей.
Я думаю, что если продавцы будут знать, что ответственность за продажу пересорта неотвратима, и убытки покупателю придется компенсировать, то порядок на рынке продажи растений будет намного лучше.

26.02.25
РЕШЕНИЕ СУДА