Сегодняшнюю статью хочу посвятить миграционному учету иностранцев и ответственности за его нарушение. Миграционный учет иностранцев регулируется Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Закон предусматривает обязанность принимающей иностранца стороны поставить его на миграционный учет по месту своего нахождения. В роли принимающей стороны может выступать как гражданин, так и юридическое лицо, например, гостиница или компания-работодатель иностранца. Причем в случаях, когда принимающей стороной является компания-работодатель, местом регистрации иностранца может быть и нежилое помещение, в том числе офис. Так как иностранцу необходимо где-то жить в перерывах между работой, он либо снимает квартиру, либо размещается в гостинице (общежитии). С этого момента у иностранца и у лица, у которого он проживает, начинаются проблемы. Так как с точки зрения проверяющих органов как компания-работодатель, так и гостиница (общежитие) и гражданин сдавший квартиру является принимающей стороной, то что принимающих сторон две, никого не смущает.
Статьями 18.8 и 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность как иностранца так и принимающей его стороны за нарушение правил миграционного учета, причем с выдворением с территории РФ иностранца, со всеми вытекающими из выдворения негативными последствиями.
Так как задачей проверяющих органов является выписка штрафов и привлечение к ответственности всех и за все, то гостиницы (общежития), а также граждане, сдающие иностранцам жилье, привлекаются к ответственности за то, что не поставили на учет иностранца, в то время как он стоит на учете по месту нахождения своего работодателя, а иностранец со штрафом выдворяется из страны. Иными словами иностранец регистрировался дважды, сначала его ставил на учет работодатель, а сразу после этого гостиница (общежитие). Такой порядок сильно усложнял жизнь всем и приводил к необоснованному привлечению к административной ответственности. Судебная практика по данной категории споров сложилась абсолютно разная, но в большинстве случаев суды занимают сторону проверяющих органов. 19 июля 2017 Конституционный суд РФ в Постановлении 22-П решил разобраться в этом вопросе, и вот к каким выводам он пришел.
Целью миграционного учета иностранцев является, помимо всего прочего, обеспечение возможности контактировать с иностранцем по адресу его регистрации.
Если иностранец зарегистрирован по месту нахождения компании-работодателя, у которого он работает в течение всего времени пребывания в России, цель миграционного учета достигается и регистрировать еще раз по месту жительства в гостинице или квартире иностранца не надо. Если исходить из возможности постановки иностранца на миграционный учет по адресу принимающей стороны, с которой он не находится в правоотношениях, предполагающих его фактическое нахождение по соответствующему адресу, то это не отвечает целям миграционного учета.
В резолютивной части Постановления 22-П Конституционный суд указывает, что «впредь до внесения в 109-ФЗ изменений при решении вопроса о выборе места постановки иностранца на учет по месту пребывания, равно как и при оценке наличия в его действиях признаков нарушения режима пребывания в РФ не могут рассматриваться как обязывающие временно пребывающего в РФ иностранца, поставленного на миграционный учет по месту нахождения (адресу) пригласившей его организации (принимающей стороны), правовая связь с которой, в период пребывания в Российской Федерации им не утрачивается, вставать на миграционный учет по месту нахождения (адресу) жилого помещения, которое ему предоставила принимающая сторона, и в котором он временно проживает» (п. 3).
Таким образом, Конституционный суд запретил привлекать к административной ответственности иностранных граждан и лиц, предоставившее им жилье. В рамках данных разъяснений, лицо, предоставившее жилье, не является принимающей стороной для иностранцев, которые состоят в трудовых отношениях с иным лицом. Только в случае прекращения трудовых отношений с принимающей стороной-работодателем у лица, предоставившего жилье, появляется обязанность поставить иностранцев на учет по своему адресу, так как в этом случае оно становится принимающей стороной.
Как скоро будут внесены изменения в закон о миграционном учете не известно, но зато в практике его применения появилась определенная ясность, что значительно упростило работу адвокатам.