Сдача-приемка результатов работ по госконтракту

На сегодняшний день, все больше и больше компаний начинают сотрудничать с госзаказчиками (муниципальными заказчиками) заключая государственные (муниципальные) контракты. Однако, далеко не все обращают должное внимание на необходимость точного исполнения всех требований, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Далее — 44-ФЗ), в части оформления документов. Сегодня хочется написать о сдаче-приемке товара (работ, услуг) госзаказчику.

Порядок приемки результатов выполнения контракта описан в части 7 статьи 94 44-ФЗ. На что следует обратить внимание.

Во-первых, решение о создании приемочной комиссии принимает только госзаказчик, причем даже если госконтракт не будет содержать указания об участии приемочной комиссии в приемке товара, госзаказчик вправе ее создать. Зачастую госзаказчики разрабатывают и принимают внутреннее положение о приемке товара (работ, услуг). На заказчиков Москвы распространяют свое действие методические рекомендации о порядке приемки работ и порядке привлечения экспертов. Несмотря на то, что эти акты являются локальными или носят рекомендательный характер, арбитражные суды охотно ссылаются на них в судебных решениях. В случае, образования госзаказчиком комиссии, решение (протокол) комиссии должно быть подписано всеми ее членами и утверждено директором (заместителем директора, при наличии полномочий) госзаказчика. После утверждения решения комиссии директор подписывает акт поставленных товаров (работ, услуг). При этом поставщик должен не только получить подписанный акт, но и взять копию утвержденного решения комиссии. Сделать это нужно для избежания дальнейших проблем с оплатой.

Оплата госзаказчиком производится в течение 30 дней со дня подписания акта поставленного товара (выполненных работ, услуг). Сейчас в Совет Федерации внесен законопроект об уменьшении этого срока до 15 дней. На практике может возникнуть ситуация, когда акт подписан госзаказчиком, но комиссия не собиралась и приемку не осуществляла, либо отсутствуют все необходимые подписи членов комиссии, в этом случае оплата не будет произведена, а произведенная оплата может быть оспорена.

Во-вторых, госзаказчик сам вправе провести экспертизу поставленного товара (работы, услуги). В этом случае госзаказчик своим распоряжением создает экспертную комиссию. В число экспертов могут входить не только работники госзаказчика, но и лица, работающие по гражданским договорам, и даже просто привлеченные к данной экспертизе лица, являющиеся специалистами в данной области. Порядок приемки товаров (работ, услуг) будет аналогичен описанному выше. Поставщику желательно присутствовать на экспертизе поставленного товара, производить фото и видео фиксацию. Присутствие поставщика на экспертизе обеспечит возможность своевременно дать пояснения по всем вопросам госзаказчика, что, в свою очередь, позволит избежать негативного заключения экспертов.

В-третьих, госзаказчик может привлечь профессионального эксперта (экспертную организацию). Решение приемочной комиссий должно содержать выводы, к которым пришли эксперты. В законе перечислены случаи обязательного привлечения эксперта. К ним относятся закупки у единственного поставщика: культурных ценностей; произведений литературы и искусства, исполнений, фонограмм у правообладателя исключительных прав на них; закупка услуг по организации мероприятия, проводимом для нужд нескольких заказчиков; приобретение нежилого помещения для государственных, муниципальных нужд; поставка для образовательных учреждений оборудования (и его техническую эксплуатацию), программного обеспечения с правообладателем исключительных прав на данные товары за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования; приобретение жилья экономического класса органами исполнительной власти у юридических лиц по договорам об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса; и в других случаях.

Таким образом, если госзаказчик осуществляет экспертизу поставленного товара (работы, услуги), то срок подписания акта, соответственно и оплаты, продлевается на срок проведения соответствующей экспертизы. Хорошо, если госзаказчик уже заключил контракт с экспертной организацией, выбрав ее на тендерной основе, а если эксперт не выбран, то сроки приемки и оплаты сильно увеличатся.

Подытоживая сказанное, хочется посоветовать поставщикам обращать пристальное внимание на содержание положений госконтракта, касающихся сдачи-приемки результатов работ, а именно, в какие сроки госзаказчик должен принять работы или направить мотивированный отказ от приемки результатов, потому что именно в эти сроки приемочная или экспертная комиссия должна осуществить все действия по приемке результатов работ, в противном случае нарушение допускает госзаказчик и поставщик вправе приостановить дальнейшее исполнение госконтракта, уведомив об этом госзаказчика. Обращайте внимание на содержание методических рекомендаций, по возможности, ознакомьтесь с локальными нормативными актами госзаказчика, зачастую порядок приемки прописанный в локальном акте отличается от порядка установленного госконтрактом, причем госзаказчик руководствуется внутренним положением, в то время как должен руководствоваться госконтрактом. Если сроки приемки для госзаказчика контрактом не установлены, то поставщик сильно рискует получить оплату значительно позже чем рассчитывает.