Работники-иностранцы. Обязанности работодателей

На сегодняшний день сохраняется тенденция по усилению ответственности за нарушения правил пребывания иностранцев в России. Поэтому я хочу немного коснутся в этой статье вопросов миграционного учета.

Начну с уголовной ответственности. Статья 322.1 УК РФ гласит, что за организацию незаконного въезда, незаконного пребывания или проезда иностранцев через Россию предусмотрена ответственность в виде лишения свободы до 5 лет с ограничением свободы до 2 лет или без ограничения свободы (пункт 1 указанной статьи). То же деяние совершенное группой лиц или в целях совершения преступления – лишением свободы до 7 лет со штрафом до 500 тыс. рублей или заработной платы за период до 3 лет, либо без штрафа, с ограничением свободы до 2 лет или без ограничения свободы (пункт 2).

При этом для квалификации «организации» въезда, проезда, пребывания на территории России достаточно чтобы только в отношении одного иностранца было допущено нарушение.

Вот пример из практики. Общее собрание СНТ приняло решение о трудоустройстве гражданина-таджика на работу в качестве охранника, председатель СНТ заключил с ним трудовой договор. Ни разрешение на работу, ни патент иностранец не оформил. В результате действия председателя СНТ были квалифицированы как организация незаконного пребывания на территории РФ иностранца, и председатель был привлечен к ответственности по 322.1 статье Уголовного кодекса РФ. В данном конкретном случае не удалось убедить судью, что председатель выполнял лишь волю общего собрания СНТ. Факт допуска к работе иностранца без патента или разрешения на работу обернулся для председателя судимостью. То есть, в действиях председателя по приему на работу иностранца, суд усмотрел преступление — организацию незаконного пребывания его на территории РФ.

Вместе с тем Кодекс об административных правонарушениях РФ, а именно, статья 18.15 говорит о самостоятельном уже административном составе — за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранца при отсутствии у последнего патента или разрешения на работу. Такое деяние влечет наложение штрафа на граждан до 5 тысяч рублей, на должностных лиц – до 50 тысяч, на юридических лиц – до 800 тысяч рублей, либо приостановление деятельности до 90 суток. Если правонарушение совершено в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то штрафы будут еще больше – для граждан до 7 тысяч рублей, для должностных лиц — до 70 тысяч рублей, для на юридических лиц — до 1 миллиона рублей, либо приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом под привлечением к трудовой деятельности понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранца.

Кодекс об административных правонарушениях РФ содержит и иные составы, связанные с трудоустройством иностранцев (18.16, 18.17, 18.19).

Так в чем же разница между «организацией незаконного пребывания иностранца на территории РФ» ст. 322.1 УК РФ и «незаконным привлечением иностранца к трудовой деятельности» ст. 18.15 КоАП РФ? Ведь когда иностранец допущен к труду, то априори пребывает (находится) на территории РФ. Изучение сегодняшней судебной практики показало, что разницы нет, как бы странно и нелепо это не выглядело. Встречаются случаи, когда один и тот же гражданин за привлечение к работе двух иностранцев за одного получает административную ответственность, а за другого – уголовную.

На мой взгляд, такая правоприменительная практика недопустима. Не может не быть разницы между правонарушениями и преступлениями, так как последние характеризуются большей степенью общественной опасностью. Будем надеяться, что в ближайшее время появится Пленум Верховного суда РФ или постановление (определение) Конституционного суда РФ, разъясняющее разницу между административным и уголовным правонарушением.

В любом случае, граждане и должностные лица обязаны очень внимательно относится к документам иностранца, дающим ему право на работу, ведь такой размер штрафов может запросто обанкротить юридическое лицо или гражданина.

Еще об одном вопросе, касающемся обязанности приглашающей стороны (в том числе работодателей), за которые с 16 января 2019 установлена административная ответственность, хочу я написать в этой статье.

Часть 2 статьи 18.9 КоАП РФ предусматривает, что непринятие приглашающей стороной мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранцем режима пребывания (проживания) в России в части соответствия заявленной ими цели въезда в Россию и фактически осуществляемой им в период пребывания (проживания) деятельности либо непринятие приглашающей стороной мер по обеспечению своевременного выезда иностранца из России — влечет наложение штрафа на граждан до 4 тысяч рублей, на должностных лиц — до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — до 500 тысяч рублей.

Кто же является принимающей стороной? В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона «О миграционном учете» от 18.07.06 №109-ФЗ, принимающая сторона – это любое лицо (гражданин, юридическое лицо, даже иностранец, постоянно проживающий в РФ), предоставившее иностранцу жилье или иное помещение для проживания, либо организация в которой иностранец работает.

Меры, о которых говориться в статье 18.19 КоАП РФ и пункте 6 статьи 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» должны быть определены Правительством РФ. Пока такое постановление не принято, но думаю оно взорвет интернет. Буду отслеживать этот вопрос и обязательно напишу о нем еще раз.

Конечно, у работодателя гораздо больше обязанностей, чем написано в настоящей статье, но мне хотелось обратить внимание именно на них, так как в первом случае — вообще не понятно к какой ответственности привлекут, а во втором – новые обязанности и новые штрафы, которые вот-вот появятся.