Тонкости возврата денег за несостоявшуюся поездку

История эта произошла лично со мной. Я думаю, что многие могут оказаться в подобной ситуации, поэтому надо знать, на что вы имеете право и как это право реализовать.
Итак, начнем с законодательства. В России действует Закон о защите прав потребителя, который устанавливает 10-дневный срок возврата денег за несостоявшуюся не по вине туриста поездку. Это общее правило, но 24 июля 2020 было принято постановление Правительства РФ №1073, которое конечно закон не изменило, но установило случаи, когда закон о защите прав потребителя не применяется. О чем же говориться в Постановлении №1073.

Оно распространяется только на договоры заключенные до 31.03.20. Самое неприятное для потребителя это то, что деньги за несостоявшуюся поездку туроператор (турагент) может возвращать ему не в течение 10 дней, а до 31 декабря 2021 года. Также туроператор сам должен принять решение о предоставлении клиенту равнозначного туристического продукта, при этом в путешествие клиент должен отправиться не позднее 31 декабря 2021 года.

Уведомление о предоставлении равнозначного путешествия туроператор должен направить клиенту не позднее 24 сентября 2020 года, если не направил, то обязан вернуть деньги в течение 10 дней в соответствии с законом о защите прав потребителя. Туроператор должен застраховать свою ответственность или иметь банковскую гарантию, действующую в течение всего срока пока равнозначная поездка не будет реализована клиентом.

При отсутствии таких финансовых гарантий у туроператора, он не может предлагать клиенту равнозначную поездку. В случае согласия клиента на равнозначную поездку, стороны заключают дополнительное соглашение к ранее подписанному договору. Если клиенту 65 лет и больше или клиент находится в сложной жизненной ситуации, то деньги ему возвращаются в течение 90 дней с момента предъявления такого требования клиентом, но не позднее 31 декабря 2021 года.

Под сложной жизненной ситуацией понимается инвалидность, нахождение на больничном более 2 месяцев подряд или регистрация в качестве безработного. Со дня предъявления требования о возврате денег до дня их фактического возврата клиенту, туроператор уплачивает проценты за каждый день в размере 1/365 ключевой ставки, действующей на 24 июля 2020 года, то есть 4,5%.

Конечно, условия предоставляемые Постановление 1073 очень выгодны для туроператоров, поэтому они всеми правдами и неправдами пытаются убедить пострадавших клиентов, которые хотят вернуть деньги, что до конца 2021 года они их не получат, поэтому лучше соглашайтесь на другую поездку.

А теперь, собственно говоря, моя история.

Я 31 января 2020 заключила договор на поездку в Израиль в мае 2020 года. В апреле стало ясно, что она не состоится. Тогда я 06 апреля 2020 написала письмо туристической компании с просьбой вернуть деньги и предоставила свои банковские реквизиты. В этот же день туркомпания мне сообщила, что денег у нее нет, она их будет очень долго возвращать от авиакомпаний, гостиниц и др., поэтому мне лучше перенести поездку на другие даты, так по словам туркомпании поступают все «нормальные» люди.

Здесь надо сделать юридическую ремарку. Мое письмо 06.04.20 является односторонним расторжением договора (ст. 450 ГК РФ), а ответ на него с указанием долгих сроков возврата денег — подтверждением получения отказа от договора. 06 апреля 2020 Постановление №1073 еще не появилось на свет и действовал только общий срок возврата денег 10 дней.

Мне не хотелось ни судится, ни как-то иначе разбираться с туркомпанией, и я позже 09 июля 2020 года (когда Постановление №1073 еще не было принято) попросила перенести сроки поездки на ноябрь 2020 года. Ноябрьская поездка в Израиль оформлена новым договором от 09.07.20, так как старый расторгнут 06.04.20. Кроме того, Постановление №1073 говорит о заключении дополнительного соглашения в случае переноса поездки, а не заключению нового.
В октябре 2020 туркомпания мне сообщила, что поездка в ноябре не состоится и предложило еще раз перенести сроки. Я отказалась и направила им претензию с указанием своих реквизитов для возврата денег. Направление претензии является обязательным условием для подготовки иска и подачи его в суд. Компания мне сразу ответила на претензию, что в соответствии с Постановлением №1073 они мне деньги вернут не ранее 31 декабря 2021. Тогда мне пришлось еще раз им напомнить, что у нас договор заключен 09 июля 2020, а Постановление №1073 распространяется только на договоры заключенные до 31 марта 2020. После этого туркомпания со мной общаться перестала. Я в свою очередь написала иск, направила его в туркомпанию и в суд. Сумма иска со всеми штрафными санкциями составила 161 000 рублей (оплачено мной за поездку 97600 рублей).

Через несколько дней, после получения моего иска по почте на связь вышла туркомпания и начала мне писать, что наш новый договор от 09 июля 2020 это фактически пролонгация старого, что является просто абсурдом, так как мы не заключали дополнительное соглашение к договору, а заключили именно другой договор по причине расторжения предыдущего. Также они стали жаловаться, что у них нет денег, так как они заплатили за билеты и гостиницы, но они могут мне предложить поездку в Турцию, куда границы еще открыты. На мой вопрос, чем они будут оплачивать новые билеты и гостиницы в Турции, мне сказали, что они возьмут кредит.

Тогда я им предложила взять кредит и вернуть мне деньги, на что мне заявили, что кредит они намерены брать только на другую поездку, но никак не на возврат мне денег. И началась между нами долгая переписка, «балалайкой» ее проще назвать. В конце концов, окончательно разозлившись, я попросила прекратить мне писать. Если туркомпания не хочет мне сразу вернуть 97600, то к концу судебного разбирательства вернет 180 000 или больше. К моей большой радости здравый смысл восторжествовал и деньги мне вернули.

Как трудно людям без юридического образования выдержать все манипуляции туркомпаний, направленные на отказ клиента от получения денег. На себе испытала, могу сказать, что они пробуют все средства, и не специалист в области права скорее поддастся их уговорам. Всем хочу пожелать не попадать в такие ситуации, а если попали сразу обращайтесь к юристу. Я в свою очередь всегда рада помочь.